FERRARI 360 с нестабильным запуском
Автомобиль, поступил с претензией на нестабильный запуск двигателя, но после подробного опроса владельца и диагностики с помощью сканера для авто стало понятно, что проблема не только в невозможности запуска. Автомобиль представлял собой модель F1 с электро-гидроприводом, где команда к запуску двигателя поступает от замка зажигания, проходит через реле выключения аккумуляторной батареи и затем поступает в устройство управления передачей данных. Только когда устройство управления передачей распознает, что запуск двигателя безопасен, оно даст сигнал (отрицательный) к запуску реле запуска. Таким образом, многое требует рассмотрения. Автомобиль подвергался диагностики несколько раз, но никакой проблемы не было выявлено, хорошее напряжение аккумулятора, хорошая скорость срабатывания стартера, на вид исправное проворачивание коленвала. Сначала диагностике подвергли холодный двигатель, затем оставили на какое то время работать , чтобы определиться действительно ли проблема в температуре, но никаких признаков проблемы, описанной заказчиком не было. И когда аккумулятор уже стал садиться, казалось, что придется возвращать автомобиль заказчику с комментариями «неисправности не обнаружено». Оставалась одна проверка зафиксировать параметры работы стартера с помощью осциллографа. хорошей проверкой является наблюдение за изменением тока двигателя по отношению к сигналу управления электромагнитным задающим контуром (напряжение источника питания или потребление тока). Полезно посмотреть, как будут взаимодействовать эти два фактора. Чтобы получить наиболее точные показания электромагнитного напряжения питания, в идеале подключить измерительный прибор вплотную к стартеру, но блок стартера установлен на обратной стороне привода. Получить доступ можно следующим образом: дождаться запасной рампы, затем извлечь всё днище двигательного отсека, что требует большого расхода времени. В этом процессе главное провести диагностику очень быстро, но максимально эффективно. Форма колебаний полученных осциллографом часто просто переполнена информацией, и если ее тщательно проанализировать можно либо доказать наличие неисправности либо отсутствие таковой. В данной модели, позади левого кресла закреплен принудительный распределитель аккумулятора, где подсоединяется кабель питания стартера, область, которая также вмещает задающий контур стартера.
Мы получили следующий результат. Синий канал показывает электромагнитное напряжение питания, а красный канал – ток двигателя. И здесь мы видим явные отклонения от нормы. Давайте рассмотрим данную осциллограмму более детально.
Общая структура изображения вмещает в себя ненормальные перепады сигнала на всем протяжении всего процесса запуска двигателя. Тем не менее, кривая, полученнная с оборудования для диагностики, показывает узнаваемые признаки нормальной работы стартера. Осциллограмма начинается с того, как электромагнит стартера получает 12-вольтовый сигнал возбуждения, что замыкает внутренние контакты, одновременно запуская ведущую шестерню в зацеплении с маховиком и обеспечивая напряжение аккумулятора, необходимое для запуска двигателя. Заметьте задержку около 50 мс между возбуждением и появлением тока в двигателе – это время реагирования электромагнита. Более продолжительная задержка в реагировании будет означать, что обмотка электромагнита получает напряжении, но двигатель не достаточно быстро реагирует, наиболее вероятные причины возникновения этой проблемы – либо слабый внутренний контакт электромагнита, либо возможная проблема с заземляющим контуром двигателя. Далее следует тщательно проанализировать потребление тока электромагнита, чтобы понять достаточно ли сильное магнитное поле создается. Это, конечно, всего лишь пример, так как задержка является нормой.
Диаграмму запуска двигателя легко можно разглядеть в форме колебаний тока двигателя на сканере для диагностики или мотортестере. На хорошей осциллограмме мы ожидаем увидеть однородные равномерные пики кривой, каждый пик соотносится с определенным цилиндром, по мере того, как он приближается к верхней мертвой точке (ВМТ) на сжатии. По мере того, как двигатель продвигает поршень вверх, создается умеренный ток, который повышается, как только ход поршня начинает сжатие, а двигатель вынужден работать даже более интенсивно, чтобы подвергнуть сжатию топливо или паровоздушную смесь в камере. После такого простого объяснения, приведу более детальные теоретические сведения о том, как потребление тока двигателя зависит от механической нагрузки. Если кратко, двигатель создает электродвижущую силу (ЭДС), увеличивающуюся со скоростью, в противоположном направлении питающему напряжению. Такая обратная ЭДС сокращает подачу топлива в двигатель. Чем больше нагрузка на двигатель, тем медленнее хода автомобиля, и тем меньше обратная ЭДС, а значит больше сила тока. Сжатие каждого двигателя четко соответствует каждому пику напряжения, и обнаружение низких, высоких или неравномерных пиков должно вызвать вопрос об эффективности компрессии в цилиндре. Также возможно определить неисправный цилиндр, с помощью вывода на экран кривой запуска двигателя в сравнении с любым сигналом катушки цилиндра. Затем необходимо просто подсчитать количество пиков запуска двигателя в соответствии с порядком зажигания, пока предполагаемый цилиндр не будет обнаружен. При хорошей частоте выборки кривой осциллоскопа и неплохим щупом для замера величины тока, вы будете удивлены, как точно работает эта техника для определения возможных неисправностей. Но я не стал бы рассматривать этот процедуру в качестве замены проверки механического сжатия и утечки цилиндра. В конце концов, мы видим общую тенденцию падения сигнала тока в конце кривой до отрицательного значения. Это обусловлено тем, что когда двигатель запущен, электрический ток движется от генератора к аккумулятору, в противоположном направлении току двигателя. Когда ток двигателя время от времени падает до нуля, сумма этих двух токов станет отрицательной. Возвращаясь назад к основной диаграмме, можно заметить, что диагностическая точка, в которой были получены наши данные, также включает в себя и показатели генератора.
На рисунке детально представлен последний участок зафиксированной кривой. Прямо перед проведением диагностики автосканером Bosch kts 530, измерительный щуп был точно настроен на 0А, позволяя любому измеренному току сосредоточиться на отметке 0 А (хорошая рабочая практика). На мгновение оставьте без внимания кривую напряжения на графике задающего контура. С вращением двигателя, ток будет естественным образом вырабатываться из аккумулятора, здесь он изображен как принудительное движение тока. Внезапно, происходит запуск двигателя, и генератор начинает вырабатывать ток в противоположном направлении по тому же кабелю. Осциллограф фиксирует это положения, а затем мы видим как текущее значение тока начинает появляется на другом конце от отметки 0А; это энергия возвращается в аккумулятор. Если тщательно проанализировать полученную диаграмму, сила тока от пика к пику аккумулятора на самом деле немного уменьшается, с тем как двигатель отнимает ток у генератора, что наоборот направит ток к аккумулятору. Это взаимодействие между аккумулятором, стартером и генератором во время запуска происходит очень быстро, не создавая угрозы слишком большой нагрузки в генераторе. Это одна из причин, почему разработан генератор, для того, чтобы производить ток только при оборотах запуска выше нормальных. Внимание в исследовании оказалось сосредоточено на сокращении сигналов. Чтобы объективно рассмотреть зафиксированные сигналы, требуется напомнить себе, на какие параметры мы смотрим в отношении стартера.
- Комментарии
- Вконтакте